неділю, 3 травня 2015 р.

Корецька В. Слов'янська ЗОШ І-ІІІ ступенів № 12

Корецкая В.,
ученица 10  класса
Славянской общеобразовательной школы
І-ІІІ ступеней № 12

В АТАКУ ШЕЛ ШТУРМОВИК…
(ЖИЗНЕННЫЙ И БОЕВОЙ ПУТЬ Н.И. СЕМЕЙКО, ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ № 12)

Николай Илларионович Семейко родился 25 марта 1923 года в г. Славянске в семье рабочего. В семье воспитывалось семь детей: пять сыновей и четыре дочери.
В детстве Николай был любознательным, активным. О том, что он был хорошо физически развит, говорит тот факт, что в семь лет Николай Семейко переплывал реку Торец.
В 1931 году Николай поступил в среднюю школу № 12. Одноклассники вспоминали о том, что в школе он увлекался точными науками; любил уроки труда, физкультуры; в свободное от уроков время катался на лыжах, велосипеде; увлекался стрелковым спортом. О школьных годах Николая Семейко можно судить по воспоминаниям и письмам группе «Поиск» школы № 12 его одноклассника и друга Якова Ильича Борейко: «Все без исключения учителя были высоко квалифицированные и воспитанные. Это моя личная оценка. А вот классный руководитель, преподаватель математики, не подлежит оценке. Ко всему сказанному, он был великим психологом. Приходил на урок, внимательно, в абсолютной тишине смотрел на нас и безошибочно называл того из учеников, который не сделал домашнего задания, задавал ему вопрос: «Что случилось? Почему не готов к уроку?» [1].
Согласно воспоминаниям Я.И. Борейко, в сентябре 1939 года, когда он и его друг Николай Семейко перешли в 9-й класс, в школу пришел летчик – инструктор, который пригласил юношей попробовать поставить в аэроклуб. «На перемене ко мне подошел Коля Семейко и сказал по секрету, что он уже принял решение поступить в аэроклуб. «Хочу сохранить это в тайне», - сказал он. «Почему?», - спросил я. «А вдруг по какой-нибудь причине затея провалится». Однако в аэроклубу друзей приняли, ведь мандатная комиссия выяснила, что они практически здоровы и годны к летной работе. С октября месяца курсанты Славянского аэроклуба приступили к занятиям по теории полета самолета, конструкции самолета У-2. Практически все свободное время было отдано полетам. Каждый курсант совершал 18-20 полетов с инструктором, а затем осваивал технику пилотирования самостоятельно [2, с.4-5].
В 1940 году Николай Семейко закончил девятый класс средней школы № 12. Одновременно он прошел обучение в Славянском аэроклубе. Это позволило Николаю Семейко поступить на учебу в Ворошиловградскую летную школу, затем в высшем военном авиационном училище штурманов.  Хорошая физическая закалка, смелость, настойчивость – эти качества помогли Николаю Семейко стать первоклассным летчиком-штурмовиком.
В июне 1941 года, после нападения нацисткой Германии и ее союзников на Советский Союз, училище было эвакуировано в глубокий тыл. Осенью 1941 года из письма сестры Марии Николай Семейко получил известие о том, что его родной город – Славянск – оккупирован. Сестра Мария писала: «Мать, отец и сестры Антонина и Зина не успели уехать, и теперь мы совсем ничего не знаем о том, что с ними случилось, какая их судьба» [3, с.5]. В музее школы № 12 г. Славянска хранится письмо Николая Семейко, которое он написал своей сестре в ответ. В нем летчик рассказывает о своей жизни: «Пару слов об Уральске. Мус, вчера я летал на большую высоту и смотрел на местность вокруг Уральска и сам Уральск. На совершенно ровном поле; сколько можно видеть глазом, Уральск стоит совершенно одинок как корабль в море, и только изредка по реке Уралу встречаются казахские селения… Зелени здесь совершенно мало… Погода здесь по сравнению с Украиной суровая. Снегу очень много». Однако все трудности быта меркнут перед радостью от известия о том, что родные живы: «Уехав из Ворошиловграда и узнав о захвате немцами Славянска, я потерял все надежды узнать чей-либо адрес из родных… И вот счастье само пришло так неожиданно в руки» [4].
В феврале 1943 года Николай Семейко был направлен на фронт. В боевых действиях принимал участие с 25 августа 1943 года. Он воевал в составе 75-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейского штурмового полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии. Уже после первых боевых вылетов в боевых характеристиках летной работы он заслужил высокую оценку командования: «Гвардии лейтенант Н.И. Семейко хорошо знает материальную часть «Ил-2», грамотно эксплуатирует ее в воздухе. Техникой пилотирования владеет отлично. Имеет хорошую штурманскую подготовку» [3, с.6].
Николай Илларионович Семейко принимал участие в воздушных боях над землей Донетчины. Его воинская часть воевала в составе Южного фронта, соединения которого в ходе Донбасской наступательной операции (август-сентябрь 1943 г.) заставили отступить гитлеровские войска к реке Молочной. Штурмовик Николая Семейко бомбил неприступные укрепления, построенные нацистами на правом берегу реки Миус. Во время одного из заходов на бомбометание, когда целью славянского летчика стала танковая колонна противника, зенитный снаряд попал в мотор «Ил-2». Но Николаю Семейко удалось дотянуть штурмовик до линии фронта и посадить на своей земле. После этого в боевой характеристике летчика появились строки: «Не раз был сильно подбит, но всегда принимал все меры, проявлял исключительную настойчивость для спасения материальной части» [3, с.4-5]. Как видим, материальная часть, то есть самолеты, были во время Второй мировой войны дороже человеческой жизни.
22 ноября 1943 года смерть едва не настигла Николая Семейко. Во время бомбардировки скопления техники противника западнее города Мелитополя снаряды немецкой зенитки попали в нижнюю часть фюзеляжа «Ила», задели кабину. Николай Илларионович Семейко получил тяжелое ранение руки и лица. Однако, будучи раненым, он смог возвратиться на свой аэродром и посадить самолет [5, с.145].
В апреле – мае 1944 года штурмовая авиация сыграла большую роль в разгроме вермахта в ходе Крымской наступательной операции. В небе над Крымским полуостровом самолет Николая Семенко был сбит, а он сам был второй раз ранен [3, с.8].
На самолете «Ил-2» Николай Илларионович Семейко совершил 227 успешных боевых вылетов, уничтожил 19 танков, 64 автомашины, до 40 железнодорожных вагонов, подавил огонь 50 точек зенитной артиллерии, взорвал 7 складов с боеприпасами. Не взлетев с земли, на собственных аэродромах сгорели 64 самолета противника [3, с.8]. О том, с каким трудом давались летчику его фронтовые свершения, рассказывают письма стрелка-радиста Павла Кудрина, друга Николая Семейко: «Здравствуйте, уважаемая Маруся! Сегодня получил от Вас письмо, за которое сердечно благодарю… Коля просто измучился, и мне его жалко, просто дальше некуда… Вы пишите, что он не рассказывает Вам о своих боевых успехах. Так он правильно и делает, что не пишет, ибо он никогда не зазнается! Вот кончим войну, а потом приедем с Колей вместе, я думаю по дороге заехать к Вам и поблагодарить за такого боевого товарища, как Коля» [3, с.9].
 20 апреля 1945 года гвардии капитан Н.И. Семейко погиб в пылающем штурмовике во время боев за город Пиллау [с.9]. По воспоминаниям боевых товарищей летчика, в этот день «илюшины» должны были штурмовать немецкий укрепрайон: полевые орудия, блиндажи и доты. Около четверти часа штурмовики бомбили укрепрайон. Им отвечали вражеские зенитки. Как вдруг, самолет Николая Семейко перевернулся на «спину» и неожиданно понесся к земле. Очевидно, Ил-2 был подбит, а его штурман ранен [5, с.311-312].
Николай Илларионович Семейко был награжден орденом Отечественной войны І степени, орденом Богдана Хмельницкого ІІІ степени, пятью орденами Красного Знамени. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года и 29 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Письмо Якова Ильича Борейко от 2 июля 2008 года группе «Поиск» Славянской общеобразовательной школы І-ІІІ cтупеней № 12.
2. Борейко Я.И. 700 дней войны. – М.: Библиотека журнала «Щелково», 2003. – 63 с.
3. Непран Н.И. Николай Илларионович Семейко. – Донецк: «Донбас», 1974. – 22 с.
4. Письмо Николая Илларионовича Семейко от 12 февраля 1942 года сестре Марии.

5. Наливайко Б. Удары с неба: Повесть. – К.: Политиздат Украины, 1990. – 319 с.

Немає коментарів:

Дописати коментар