суботу, 2 травня 2015 р.

Загоруйко А. Гірницька ЗОШ І-ІІ ступенів № 19 Селидівської міської ради

Загоруйко Анастасия
Горняцкая ОШ І-ІІ ступеней №19
Селидовского городского отдела образования

ДОЛГИЙ ПУТЬ ШАМАТДИНА В НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ

Моя работа направлена на изучение повседневной жизни обычных людей во время Второй Мировой войны, которая проходила с 1939 по 1945 годы. Она, так или иначе, коснулась каждой семьи в Украине.
В моей семье о ней также помнят. Мои прадеды не были героями войны, они не воевали на передовой. Но их вклад в победу не менее важен, поскольку каждый приносил в победу по своим возможностям.
История, описанная ниже, случилась с моим прадедушкой. Его звали Шарапов Шаматдинов Шаматдинович. Родился он 12 октября 1919 года. Из фтографий, которые сохранились в семейном архиве можно понять, что в Германии он был в 1943 году (документ 1). Название города прочесть сложно.
Узнала я о ней от своей бабушки. Зовут ее Лешева Мавлия Шаматдинова. Родилась она в городе Горняк (до 1958 года Соцгородок) 10 декабря 1951 года. Войну она не застала, но слушала рассказы своего отца, которые передала мне.
Память об этих годах должна остаться не только в нашей семье. Об этом нужно знать всем. Поскольку для многих война воспринимается как бои за освобождение от немецких захватчиков, но мало кто задумывается о том, как жили простые люди на оккупированной территории. А ведь оккупация длилась больше двух лет.
Бабушка говорила: «Во времена войны, мой папа, Шаматдин, жил в городке Горняк и работал на шахте. Работал он там и когда немцы взяли всю эту территорию под оккупацию.
Вместе с друзьями он жил в общежитии, и ночью они слушали радио, по которому передавали сводки советских новостей. Немцы в скором времени запеленговали радиосигнал и взяли папу и тех, кто был в этот момент с ним в плен. Их увезли в Германию.
Пленные с папой работали на лесопилке, шахтах и в придворных домах. Хозяин дома, в котором работал отец, был добрый: мог накормить, напоить, не бил, то есть в целом хорошо относился к пленным. Многие жители Германии сочувствовали пленным, но ничем им помочь не могли из-за страха за свою жизнь.
На ночь узников отправляли в лагерь (документ 2). Где они проводили все время, которое им предоставлялось между работой. Надсмотрщиков не волновала жизнь и здоровье пленных, что доказывает происшедшее далее.
Когда к войне присоединилась Америка, в Германию они поставляли спирт и на пробу отдали в лагерь. Часть спирта попала и в лагерь, где был папа. Многие с горя выпили спирт, в том числе и он. Этот поступок стоил некоторым жизнь, а у папы резко упало зрение. Не потерял здоровье только один человек из лагеря, который отказался от выпивки.
Когда войска Красной Армии освобождали Германию, папу и других пленных увезли на родину. Но на этом его проблемы не закончились.
На родине многие, зная, что папа был пленным, относились к нему с пренебрежением. В послевоенное время папа и другие бывшие пленные были вынуждены ходить пешком из своего городка в Селидово, чтобы отмечаться там. Дорога занимала много времени, ведь это более 15 км в одну сторону, но доказать свою благонадежность по-другому было не возможно.
Через долгое время к папе все же стали относиться нормально. Он продолжал работать на лесопилке до тех пор, пока зрение совсем не упало, и его отнесли к первой группе инвалидности.
Умер папа, когда мне было 34 года…»
Рассказанное бабушкой о многом заставляет задуматься. До чего же губительна война во всех ее проявлениях. И это относится не только к боевым действиям, а ко всем ее этапам. Даже в послевоенное время моему прадедушке приходилось доказывать всем, что он не предатель, раз вернулся с лагеря домой.
Сегодня уже не секрет, что когда войска Красной армии отступали, они оставляли местных жителей на произвол оккупантов. Что же им оставалось делать?
Закончить мне хочется отрывком из киноповести Александра Довженко «Украина в огне». В ней он описал всю тяжесть народной судьбы, противоречивость человеческой души, неестественность и дикость войны, где гибнет мирное население, которое этой войны не хотело.
Олеся в разговоре с Христей о мести говорит: «У меня вторая натура. Я мягкая, не воинственная. У меня зло не держится. Все прощаю, как дура. Все забываю. Жить же надо?»
У моего прадедушки появилось после войны две дочери. Одна из них и поведала мне о его жизни. Я сохраню память о нем и о той войне, которая причинила всем столько горя и страданий.



Литература
1.     http://uchebnikionline.com/istoria/istoriya_ukrayini_-_melnik_ai/ukrayina_drugiy_svitoviy_viyni-1.htm
2.     http://ukrlitra.com.ua/lx0rrv.html


Немає коментарів:

Дописати коментар